АНТОН ИВАНОВИЧ НЕ РАССЕРДИТСЯ

Не нужно быть каким-то особенным знатоком в области музыки, чтобы при слове "балалайка" у вас не возник образ этакого обряженного в косоворотку парня с чубом, тренькающего что-нибудь русское народное. Слово "джаз", понятно, вызывает совсем другие ассоциации. Вот и в моей голове произошла некоторая "сшибка", когда артисты ансамбля "Джаз-Балалайка" пригласили на свой концерт…

Что это было? Классный концерт музыкантов-виртуозов! Народные и прочие инструменты (баян, контрабас-балалайка, гитара, флейта, жалейка, пионерский горн, охотничий манок, банджо, гитара и так далее вплоть до клаксонов и детских погремушек) в их руках показали такие возможности, что зал диву давался. Восхитил и диапазон музыкантов, получивших вполне "классическое" образование в Гнесинском институте, помимо высокопрофессионального владения инструментом, умеющих петь, играть, танцевать, дурачиться…

Выходят на сцену более чем серьезные люди во фраках при бабочке, зрительный зал - весь внимание. Но что-то они не поделили, и на сцене начинает происходить невообразимое - спор музыки, музыкантов, инструментов. Баян (Валерий Чернышев) заводит напевную мелодию, но гитара (Владимир Фридман) настроена сыграть совсем другое, а тут подоспела балалайка (Александр Паперный) уже со своей музыкой. Никак не могут настроиться на серьезный лад, потом подключается флейта (Борис Болтянский) и контрабас-балалайка (Андрей Федоськин). А все эти манипуляции музыканты производят танцуя, с богатой мимикой, а если необходимо, то и лежа. К примеру, в мотив русской песни втискивается тема Тореадора из "Кармен", потом кто-то упорно пытается сыграть революционную песню "Смело, товарищи, в ногу", но Тореадор настаивает на своем, а потом всех примиряет вечная "Санта-Лючия". В репертуаре "Джаз-Балалайки" разная музыка, в основном шлягеры (в лучшем понимании этого слова) - классика, ретро, фольклор, народные и современные песни, танго, джаз и даже рок-н-ролл.

Ансамбль "Джаз-Балалайка" существует 8 лет. Еще в годы учебы в Гнесинке несколько студентов, понимая, что по окончании вуза придется довольствоваться преподавательской работой, решили создать творческий коллектив. Абсолютно разные люди объединились с довольно фантастической целью: никого не повторяя, сделать нечто оригинальное. В результате появился этот музыкально-эксцентрический театр. На первых порах найти свое лицо помог театральный режиссер Юрий Кизинёк. Пока заканчивали институт, два года отработали в Тульской филармонии, а потом началась насыщенная концертная деятельность. Слушатели оценили оригинальность и профессионализм музыкантов, наградой им стали аншлаги и аплодисменты. Объездили за это время полмира - Германия, Австрия, Америка, Голландия, Япония.

Особенность и изюминка "Джаз-Балалайки" - в неординарности подхода к разным направлениям в музыке. У каждого музыканта свое "я". Руководитель ансамбля Валерий Чернышев обожает джаз, Владимир Фридман - поклонник романса и бардовской песни, Александр Паперный - чистый классик, в сольниках играет только ее. Андрей Федоськин помешан на фольклоре. А вот Борис Болтянский, помимо своей флейты, бесконечно увлечен танцами и всем, что с ними связано, поэтому по совместительству является главным балетмейстером. Такой вот необычный коллектив "единомышленников" собрался, и все "протаскивают" свое в репертуар ансамбля, но руководитель ансамбля Валерий Чернышев сам обрабатывает "идеи" и выдает свое музыкальное решение. В результате получается музыкально разнообразное и очень смешное зрелище, какого не увидишь и не услышишь на серьезном концерте. Причем создается впечатление, что идет сплошная импровизация, хотя технически сложный музыкальный материал требует тщательной подготовительный работы. Однако смысл действия - произвести впечатление, будто все происходит спонтанно. Особой популярностью "Джаз-Балалайка" пользуется у молодежи, в основном студентов и детей. Но и взрослые почтенные музыканты (вроде героя замечательного старого фильма "Антон Иванович сердится") с удовольствие "оттягиваются" на концертах ансамбля.

Не все программы строятся на театральном эксцентричном действии, конфликте и контрастах. У музыкантов вполне достает вкуса и чувства меры на этот счет. Например, есть замечательная программа серьезной современной музыки на основе произведений ставшего очень популярным в последнее время аргентинского композитора Пьяццоллы с использованием поэзии Федерико Гарсия Лорки, живописи, света, слайдов. Так что очень рекомендую тем, кто любит слушать хорошую музыку, побывать на концертах "Джаз-Балалайки". Это здорово!

Ирина ШВЕДОВА, "Московская правда", 1996.