История


Статьи:

  • Антон Иванович не рассердился - "Московская правда", 1996
  • Веселые музыканты - "Наше дело", 2002.
  • Как все начиналось ...

    Квинтет "Джаз-Балалайка" был создан выпускниками Института (ныне Академии) Музыки им. Гнесиных в середине 80-х годов. Первоначально это было традиционное трио народных инструментов: баян, балалайка и контрабас, но вскоре к ним добавились гитара и флейта. Ансамбль был назван "Калейдоскоп", и под таким именем начал концертную деятельность и поиски своего пути в мире музыки. Музыкальными лидерами коллектива были великолепный балалаечник Александр Паперный и баянист и талантливый аранжировщик Валерий Чернышев, им и принадлежит заслуга создания нестандартного ансамбля. Исполняя произведения различных стилей, квинтет стал испытывать тяготение к джазу. Джаз и балалайка - сочетание весьма необычное, но далее музыкальные эксперименты ансамбля становились все более смелыми.

    Важную роль здесь сыграл концерт в 1986 г. тогда еще ленинградского (а ныне петербуржского) ансамбля "Терем-квартет", отбросившего все барьеры между произведениями разных эпох и стилей. Они не просто исполнялись на народных инструментах и в одной программе, но и неожиданно сменяли друг друга в рамках одного номера, вызывая юмористическую перекличку. Оказывается, можно играть и так! С этих пор "совмещение несовместимого" стало основным направлением в музыкальном поиске будущей "Джаз-Балалайки". Так появляется номер "Коробейники" на музыку Декусарова, Валерий Чернышев аранжирует в новом жанре песню "Ах, вы сени мои, сени", по мотивам сюиты Е.Дербенко "Золотой теленок" создает переложение пяти концертных номеров для состава квинтета.

    В 1987-89 годах "Калейдоскоп" получает работу в Тульской филармонии - играет фольклорную музыку, концертирует вместе с певцом Георгием Антоновым. Между тем тяготение к жанру эксцентрики усиливается и музыкантам становится ясно: что-то надо профессионально делать с этими выразительными лицами, да и ноги готовы пуститься в пляс… Для создания зрелищной юмористической программы приглашается режиссер-постановщик Юрий Кизинёк. Валерий Чернышев создает новые аранжировки, и появляется эксцентрик-шоу, в которое вошли номера "Амадеус", "Танго контрабассо", "Антилопа-Гну" и другие, и по сей день являющиеся гордостью "Джаз-Балалайки". Замечательный состав музыкантов блестяще справлялся и с задачами комических артистов, не оставляя зрителей равнодушными. Особой любовью пользовались Александр Паперный и талантливый и ироничный флейтист Борис Болтянский.

    В 1991 г. в сотрудничестве с певцом Вячеславом Войнаровским, солистом столичного театра им. Немировича-Данченко, эксцентричный квинтет отправляется на гастроли в США. В последние годы страны Советов музыкантам приходилось очень тяжко и, отработав месяц по контракту, квинтет принимает решение остаться на некоторое время, пока позволяет визовый режим, в Нью-Йорке. Сняв жилье и не найдя другой работы, русские музыканты играют в центральном парке Манхеттена, где пользуются неизменным успехом. Вспоминая потом с некоторым оттенком грусти этот период своей жизни, солисты "Джаз-Балалайки" не без гордости упоминают факт, что зарабатывали тогда больше любых других уличных музыкантов Манхеттена. Проработав так еще 2 месяца, квинтет вернулся в Москву.

    Здесь внимание к веселым музыкантам усилилось. Руководитель ансамбля "Бим-Бом", работающего в сходном жанре, Валерий Левушкин приглашает квинтет в программу совместного концертирования. Он и предложил переименовать квинтет "Калейдоскоп" в "Джаз-Балалайку", вынеся в заглавие эксцентрическую и парадоксальную сущность ансамбля. Вместе с группами "Бим-Бом" и "Мими-Криччи", "Джаз-Балалайка" по приглашению голландского королевского театра "Каре" отправляется в длительные гастроли в Амстердам. После возвращения из Голландии "Джаз-Балалайку" ждет интересное предложение - по приглашению ансамбля "Терем-квартет" выступить в совместной программе в Марьинском театре. В 1992 г. Ленинградская клоунская корпорация организует гастроли "Джаз-Балалайки" в Германии в составе программы "Russisch Nacht". Единственная музыкальная группа в компании российских цирковых артистов пользовалась большим успехом, выступая в театрах, престижных залах, домах культуры немецких городов и весей. Квинтет полюбился публике и был отмечен немецкими продюсерами, с тех пор ежегодные концертные туры в Германию стали традицией.

    В 1994 г. в составе Культурной миссии России в Средиземном море "Джаз-Балалайка" успешно выступает на различных площадках, переплывая на теплоходе из одной европейской страны в другую. Таким образом жители Италии, Греции, Турции, Израиля и Египта познакомились с творчеством эксцентричного российского ансамбля. Международные выступления "Джаз-Балалайки" дополнились турами по Австрии, Бельгии, Словении, Японии и другим странам. Гастрольные впечатления не оставались в тени творческой деятельности, по их мотивам появляются новые концертные номера: "В пещере горного короля", "Еврейская фантазия", "Санта Лючия" и другие.

    Но и жизнь в России не оставалась "за бортом": участие в культурных программах фестивалей "Кинотавр", "Окно в Европу", Всемирных детско-юношеских спортивных игр, вручении премии "Золотая маска", открытии российских и международных выставок в нашей стране и за рубежом, многое другое. "Джаз-Балалайка" выступает с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Сургуте, Оренбурге, Сочи и так далее. Необычный квинтет привлекает внимание телевизионщиков: тематические и развлекательные передачи "Голубой огонек", "Шире круг", "Вокруг смеха", "Аншлаг!", "Ах, анекдот, анекдот!", "Что? Где? Когда?" и другие приглашают веселых музыкантов. Деятельность группы регулярно освещается в передачах новостей культуры, на радио, в центральной и местной прессе.

    Плодотворная творческая деятельность квинтета отмечена выходом альбомов "В настроении", "Джаз для детей", "Под знойным небом Аргентины" (1995 г. первый диск музыки А.Пьяццолла в России в исполнении русских музыкантов), "Странное танго" (второй альбом по музыке А.Пьяццолла), "От великого до смешного".

    Весной 1997 г. группа записывала альбом "Странное танго" на музыку Астора Пьяццолла в студии звукозаписи столичного театра "Сатирикон". Руководитель театра Константин Райкин, проходя по коридору, случайно услышал звуки музыки, которая его поразила. Он страстно захотел включить музыкантов в состав готовящегося к премьере спектакля "Жак и его господин" по пьесе М.Кундеры. Приглашение в состав труппы известного театра было неожиданным, к тому же под удар ставились гастроли в Германии… Отменив поездку, музыканты выбрали "Сатирикон". Такой выбор позже оправдал себя полностью, долговременное сотрудничество с театром принесло участие в спектакле, разнообразных проектах "Сатирикон-Шоу", записях музыки к театральным постановкам.

    Квинтет "Джаз-Балалайка" активно выступает в Москве, других городах России и за рубежом, исполняя две сольные программы. Одна программа - смешная и зрелищная - "От великого до смешного", в ней исполняются пародии на музыку всех времен и народов. В исполнении музыкантов звучат мелодии популярной классики, джаз, фольклор, рок-н-ролл и др., артисты лицедействуют, поют и танцуют, сменяя музыкальные инструменты и сценические костюмы. Другая программа - "Странное танго" - более привычная для академичного слушателя, построена в основном на произведениях А.Пьяццолла в неповторимой аранжировке ансамбля. Но и здесь не обходится без знаменитых шуток "Джаз-Балалайки". Обе программы пользуются большим успехом у зрителей всех возрастов и социальных групп. С концертов "Джаз-Балалайки" зрители уходят в жизнерадостном настроении, испытывая подъем сил и прекрасных эмоций. Значит, творчество не напрасно.

    В настоящее время ансамбль «Джаз-Балалайка» работает над совместным проектом с певицей и актрисой Рузанной Аветисян и образовали свой театр – Театр музыкальной комедии «Ой!» (художественный руководитель – Рузанна Аветисян). Весной артисты-музыканты представят премьерную постановку нового театра - спектакль «Ой, Кармен, Кармен!..» (режиссер – Лина Варганова, автор сценария – Рузанна Аветисян). Это история взаимоотношений Музыкантов с большой буквы – квинтета «Джаз-Балалайка» и «Женщины из народа» - уборщицы Кармен, волей судеб объединившихся в творческом экстазе, правда, им всем пришлось пройти немало забавных испытаний, приведших к человеческому и творческому пониманию через конфликт, интриги, флирт, фантастические ситуации. Отдельно хочется выделить музыкальные инструменты, которые как бы оживают в нашей истории. Музыкальную основу спектакля составляет великолепно интерпретированная популярная музыка разных эпох и жанров, аранжированная для данного состава исполнителей соответственно идее представления. Юмористическое решение спектакля, неожиданно переходящее почти в драму, исполненное на высоком эмоциональном подъёме (добавим к этому яркие костюмы, высокое качество живого звука, грим и т.д.) оставит неизгладимое впечатление. Творчество продолжается!

    Жак: Я хочу, чтобы вы меня вели… вперед.
    Господин: Да. Но где это - вперед?
    Жак: Открою вам большую тайну. Тысячелетний трюк человечества: вперед - это везде. Куда ни посмотрите, везде - только вперед!

    Милан Кундера. "Жак и его Господин"